Российский автопром убьет «отвертка»

Правительство готовит ликвидацию отечественной научно-технической мысли.
 
Две на первый взгляд взаимоисключающие новости поразили отечественную общественность на этой неделе.
 

На совещании с вице-премьерами 14 июля Дмитрий Медведев заявил, что только что подписал постановление, устанавливающее запрет на государственные и муниципальные закупки различных видов машин и техники иностранного производства. Он пояснил, что речь идет не только о резонансных темах, таких как автомобили для должностных лиц, но и об общественном транспорте, специальной технике, которая используется нашими экстренными службами, бюджетными организациями, которая применяется в коммунальном хозяйстве, строительстве, ряде других сфер.

Одновременно Медведев подчеркнул, что документ не означает отказа от сотрудничества с иностранными компаниями: напротив, он предусматривает развитие их производственной кооперации с российскими предприятиями, в том числе в виде локализации производства по целому ряду технических образцов.

А 18 июля СМИ сообщили, что «АвтоВАЗ» покинули пять ведущих специалистов, которые занимались разработкой новых моделей. Всего в этом году на главном автозаводе страны будут уволены 12 000 сотрудников.

В числе пяти уволенных топ-менеджеров – вице-президент по техническому развитию «АвтоВАЗа» и бывший главный конструктор завода Евгений Шмелев. Вроде бы ушел по собственному желанию… судя по всему, президента компании Бу Андерссона.

Впрочем, дело, конечно, не в желаниях отдельно взятого Андерссона.

Еще пять лет тому назад Евгений Шмелев выступил против новой стратегии развития «АвтоВАЗа», которая, по его мнению, предполагала «поэтапное преобразование предприятия в сборочное производство лицензионных автомобилей с утратой собственной компетенции (последней в стране!) разработки автомобиля по полному циклу». При этом Шмелев, являясь на тот момент главным конструктором предприятия, не только выразил недовольство президенту «АвтоВАЗа» Игорю Комарову, но и обратился с письмом к Путину. Возможно, именно это письмо и сыграло решающую роль, и вместо ожидаемого многими увольнения Шмелев был повышен до формально более значительной должности вице-президента по техническому развитию.

Фактическая ликвидация последнего полноценного автомобильного завода страны оказалась отложенной на несколько лет.

Пять лет спустя состоялась развязка этого конфликта. Одновременно проясняется смысл загадочного постановления Медведева об отказе от госзакупок техники иностранного производства с одновременным развитием сотрудничества с зарубежными компаниями.

Ларчик открывается просто. Необходимость закупок и в самом деле отпадает, поскольку отечественная промышленность превращается в одну огромную площадку для сборки импортной техники.

Пресса, к примеру, сообщает, что в течение первого полугодия на «АвтоВАЗе» уже уволено более 5000 человек, в том числе более 2000 служащих. Что же это за служащие?

К примеру, вместе со Шмелевым уволен его советник, директор по инжинирингу Сергей Курдюк, принимавший участие в разработке Lada Largus, Lada Granta Liftback и Lada Vesta. Уволен и начальник кузовного управления Игорь Селявин, а также начальник отдела закупки оборудования Андрей Гильбух. Чуть раньше свой пост покинул вице-президент по маркетингу и рекламе Артем Федосов.

Забавно, что в пресс-службе «АвтоВАЗа» журналистам сообщили, что уход Курдюка, Гильбуха, Селявина и Шмелева – это часть «естественной ротации кадров, которая на «АвтоВАЗе» достигает 5000 и более человек ежегодно». Пять тысяч в год – это ротация или, может быть, все-таки текучка? Можно было бы посчитать это пояснение неудачной шуткой, но каждый, кто хоть раз бывал в Тольятти, прекрасно знает, о чем на самом деле идет речь. Борьба против засилья «варягов» и одновременно за внедрение новых отечественных разработок давно уже носит в этом волжском городе-заводе характер всенародного движения. И главное оружие «варягов» в этой борьбе – увольнение, тем более что современный российский Трудовой кодекс дозволяет полную свободу действий в этом неприглядном деле.

Что такое российская промышленность без собственных конструкторов, технологов, изобретателей, инженеров? И в самом деле – не более чем Верхняя Вольта с ракетами… до той поры, пока последние из этих ракет не сгниют от старости. Новые-то делать будет уже некому. На этом и строится окончательный расчет наших прогрессивных «модернизаторов». Ведь сборочные производства ведущих автомобильных марок существуют и в Африке, и в Азии, и, конечно же, в столь знаменитой своим футболом Бразилии. Но странно было бы слышать о намерении создать собственный бразильский или африканский автомобиль: отверточная сборка по уважительным экономическим причинам исключает саму возможность таких разработок.

Судя по всему, подобное «развитие» уже в самом ближайшем будущем готовят и для нашей страны.

Читать еще

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий